0 252

За возрождение и сохранение исторических, культурных, духовных традиций

За возрождение и сохранение исторических, культурных, духовных традиций

Вице-президент РОО «Рязанское Землячество» Валерий Камшилов планирует установить в Касимове бюст Александра Невского к 800 -летию со дня его рождения. Место возле Богоявленской Церкви выбрано не случайно. Именно здесь, как считают историки, Александр Невский сошел с ладьи на берег Оки.

В этом году отмечается 800-летие со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Наверное, каждый город, имеющий отношение к жизни знаменитого полководца, еще раз пересматривает эти страницы истории. Касимов не исключение.

От страстотерпца Глеба до благоверного Александра

Наш город имеет древнюю историю. Официальной датой его рождения принято считать 1152 год. Но в «Историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской епархии» И.В. Добролюбова говорится, что при Богоявленской церкви в Касимове хранился камень, на котором было написано: «Городец сей получил крещение через Святого великого князя Глеба Владимировича, престол свой имеющего в Муроме». Хотя сын князя Владимира Глеб и не был великим князем, но этот факт относит нас к событиям между 1010–1015 годами (время его правления до его мученической кончины). Вполне возможно, что князь Глеб, не имеющий возможности крестить своих муромчан, не зря прозванных «святогонами», обратил свое внимание на близлежащие земли, в частности, на Городец Мещерский, именно так именовался раньше Касимов. Здесь был построен древний Богоявленский мужской монастырь, предположительно монахами-миссионерами, пришедшими из муромских земель.

История – это не только документы, это и народная память, хранящаяся веками. Так, народное предание доносит до нас известие, что в Городце Мещерском скончался великий князь Александр Невский, возвращавшийся из Орды в 1263 году. Об этом есть записи в «Географическом словаре Российского государства» (1801–1809 гг.), сделанные Максимовичем и Щекатовым. Да и в 1771 году в словаре «Географический лексикон Российского государства» Федор Полунин и Герард Миллер, рассказывая о Касимове, упоминают об этом же факте.

«Журнал Министерства внутренних дел» от 1841 года также поддерживает касимовскую версию, ссылаясь на краткий Степенник государственных фамилий, изданный в 1785 году. Упоминание в этом документе пути Александра Невского «с Дону» приводит к гипотезе о том, что князь шёл из Орды через Городец Мещерский, потому как накатанной дорогой того времени был путь с верховьев Дона по реке Сосне к броду через Оку, находившемуся неподалёку от Касимова, напротив села Толстиково.

Две точки зрения

Есть еще одна версия, что кончина князя произошла в Городце на Волге. Историки до сих пор не пришли к единому мнению об этом историческом факте, так как в документах идет постоянная путаница двух городов: Городца на Волге (Радилова) и Городца на Оке (Касимова).

В фондах Касимовского историко-культурного музея-заповедника хранится карта, которую составил касимовский краевед и патриот города Иван Сергеевич Гагин. Он очень убедительно доказывал, что князь Александр Невский остановился в Городце Мещерском. После кончины его тело перевезли во Владимир. На карте подробно указано, как проходил его последний путь от Городца Мещерского, который вдвое (на 350 верст) ближе к Владимиру, чем Городец на Волге. В противном случае, по его расчетам, за те восемь дней, в течение которых везли тело умершего князя, должны были проходить по 40 верст за сутки, что практически невозможно.

Известный касимовский проповедник протоиерей Владимир Правдолюбов (старший) вносит свой аргумент в защиту доводов Гагина. Он предполагает, что больного князя старались доставить водным путем прямо до Владимира по Оке и Клязьме, но Клязьма к тому времени могла стать непроходимой ни по воде, ни по льду, и его пришлось везти выше по Оке.

Два воина-христианина

Глядя на величественную Георгиевскую (Богоявленскую) церковь, возведенную в 1700 году в стиле нарышкинского барокко на месте древнего монастыря, вполне можно представить, как к берегу Оки причалили княжеские суда и на землю под неспешный плеск волн ступила нога ослабевшего от болезни князя Александра. Найдя свое последнее пристанище в монашеской келье, он по тогдашнему христианскому обычаю принял схиму и ночью 14 ноября тихо почил от земных трудов.
С Георгиевской церковью связано еще одно удивительное предание. На том месте был непроходимый лес, где спасался пустынник, на которого дорогой часто нападали волки. Всякий раз он обещался построить церковь великомученику Георгию, если он спасёт его от волков. И святой Георгий спасал его. Но пустынник своё обещание забывал. Однажды волки чуть не загрызли его до смерти. И снова он призвал великомученика Георгия на помощь и опять повторил своё обещание. Так и возникла на том месте Георгиевская церковь.

Так и хочется провести параллель на основе этих преданий: два воина-христианина – Георгий Победоносец и Александр Невский. Между ними века и страны, но объединяет одно – Христос.

* * *

Наверное, две точки зрения имеют право на жизнь. Может, не стоит робко ждать каких-либо доказательств, надеясь, что кто-то сможет доискаться до истины? Есть версия – и об этом можно говорить громко и убедительно, как это делают в Городце на Волге, не дожидаясь научных вердиктов. Жаль, что касимовцы скромничают. А ведь мог бы быть в нашем городе памятник Невскому, улица в его честь, какие-то еще отличительные моменты. Разве плохо быть ближе к доброму имени? Живет же предание о пустыннике и не требует документальных доказательств. Наверняка в жизни совершались и не такие чудеса, скрытые сейчас под толщей веков.