Атаман Камшилов В.В. в день смерти Ермака 16 августа 2018 года посетил предполагаемую могилу
«Атаман на акургане»
0 3558

Атаман Камшилов В.В. в день смерти Ермака 16 августа 2018 года посетил предполагаемую могилу

Атаман Камшилов В,В. исполнив своё обещание с казаками СКВРиЗ посетил предполагаемую могилу Ермака в деревне Баишево Касимовского района где он был землевладельцем. На противоположном берегу Оки находится село Карамышево, где покоится Мама Атамана Камшилова В.В., а персидского посла Карамышева и соседа по земле в Касимове Ерамак убил на Волге.

Собираем осколки истории

 

Атаман Камшилов принял решение обсудив с казаками проект экспедиции по боевому пути Атамана Ермака от Касимова до Сибири и заняться поисками могилы.

 

images/2015/er2.pngСейчас наш Атаман Камшилов принялся выполнять свою давнишнюю мечту: разыскать могилу нашего предка Ермака Тимофеевича. К тому же, пра-пра-праотец Валерия Камшилова атаман Камша воевал вместе с Ермаком Тимофеевичем, а потом, после завоевания Сибири, служил нашему Св. православному Государю Иоанну Васильевичу Грозному. Самое интересное, что у Ермака Тимофеевича была казачья засека на Оке под Касимовым, а на другой стороне реки до сих пор находится село Карамышево - владения государева посла Карамыша. Интересен тот факт, что когда Ермак Тимофеевич пошёл на Сибирь, в Тобольском гербе появились символы герба города Касимова.

 

 

 

 

 

 

Атаман Филин, гл. Касимовского района Лунин и Атаман Камшилов

images/2015/er5.jpg

 

 

 

Сын Ерахтурской Мещеры, атаман Волги и Дона, покоритель и князь Сибири, Ермак Тимофеевич - Касимовский землевладелец!

Рязанский историк и исследователь-краевед Александр Иванович Кондрашов (Шилово), на основе собранных документальных исторических источников создал доказательную базу по истории Ермака Тимофеевича…На них и написан этот интереснейший материал.

К истории рода Ермака Тимофеевича…

Русский историк Скрынников Р.Г., на основании записей в летописях, сообщает:

Ермак Тимофеев. Неизвестный художник. ГМИИРТ. Металл, масло. первая четверть XVIII в.

images/2015/er7.png 

«О себе же Ермак известие написал, откуда рождение его. Дед его был суздалец посадский человек, жил в лишении, от хлебной скудности сошел во Владимир, именем звали Афонасий Петрович сын Аленин, и ту воспитал двух сынов Родиона да Тимофея, и кормился извозом, и был в найму в подводах у разбойников, на Муромском лесу пойман и сидел в тюрьме, а оттуда беж аз жженью и з детми в Юрьевец Поволской, умре…» [1].

В «Памятной книжке Рязанской губернии на 1868 г.» имеется «Историко-статистическое описание города Данкова» данковского купца Василия Ивановича Ермакова, где он довольно правдоподобно связывает род Ермака Тимофеевича со Старым Данковым.

В.И.Ермаков повествует:

« За тем частые набеги татар на Рязанские земли, бывшие в 1426 и 1437 годах, Царевича золотой Орды Мустафы-1445 г. и царя большой Орды Ахмата – 1455,1461,1468 и 1480 одах, поколебали твердыни Данкова и храбрость его жителей. Дед Ермака, как дополняет предание, удалился в период Ахматова разорения в город Владимир, и там, занимаясь извозом, повез однажды разбойников, с которыми попался и посажен в тюрьму. Сын его был по имени Тимофей Олень (Оленин), в последствии времени переселился обратно в Старый Данков, где и родился у него в числе прочих детей, сын Герман, в последствии получивший имя Ермак…»[2].

Летописец Сибири Словцов П.А. в «История Сибири. От Ермака до Екатерины» пишет со ссылкой на старых казаков Ермака, что «Ермак сказывал о своем происхождении, что дед его был посадский Оленин, а отец, принужденный искать пропитание инде…»[3].

Антонов А. В. в своем документальном труде: «Русский Дипломатарий. Частные архивы русских феодалов 15–нач.17.века» приводит под 1499 г. – Ж.гр.в.кн.Ивана Васильевича Матвею Оленину с установлением взимаемых кормов в пожалованном ему кормлении. Из архива дворян Олениных. Там же под 1526-33 гг. Ж.к.гр. в.кн.Вас.Иван. Мордвину Матвееву сыну Оленину на вол. Богаево Владимирского у. с правдой под Семеном Меликовым и в 1549 г. сентября. Ж.к.гр. ц.Ив.Вас. Никите Григорьеву сыну Оленина на дворское во Владимире под Тимофеем Харламовым [4].

Главное в исследуемых источниках – совпадение местопроживания предков Ермака.Далее идет второй факт – связь отца с разбойниками в Муромском лесу, т.е. на древнем тракте Рязань – Муром, который шел через Касимов.

Очень важно, что один из источников, указывает связь Ермака с рязанским городом – Данковым, столицей донского казачества.

Зачем Ермак убил царского посла?   Документы.

 А. Попов в своей истории о войске Донском, изданной в 1814-1818 гг. сообщает, что Ермак, находясь на государевой службе, «охранял границу со стороны Астрахани и нередко ходил на Каспийское море, разбивал персидские торговые и посольские суда, шедшие вверх по Волге, на что Грозный царь сильно гневался, так как очень дорожил торговыми сношениями с Персией и Бухарой» [5]. А.Пивоваров, собиравший казацкие былины-песни о Ермаке, и изданных в Новочеркасске в 1885 г., показывает несколько таких песен, которые подтверждают нападения Ермака на торговые и посольские корабли[6].

…всех поразило нападение и разгром корабля (струга), на котором плыл царский посол Карамышев и его убийство [7]. (Не путать с царским послом Иваном Карамышевым, также убитым казаками в 1631 г. Но помнить, что большинство послов в мусульманские страны назначались из землевладельцев и воевод Касимова,Шацка и Темникова).

В Краткой Сибирской летописи (Кунгурская) [8] сообщается, что Ермак  «…разбиша государевы казенные суды, послов и Бухарцов на усть Волги».

В Строгановской летописи (По списку Спасского) [9] говорится: «…атаманов Ермака Тимофеева с товарищи, како на Волге на перевозех Нагайцов побивают и Ардобазарцев грабят и побивают… и зваху их себе на помощь. Тогда атамана и казаки Ермак Тимофеев с товарищи Иван Кольцо, Яков Михайлов, Никита Пан, Матвей Мещеряк, собравшись со единомысленною и предоброю дружиною, число ж их 500 и 40 человек, вскоре шествие учиниша к ним».

В Строгановской летописи (По Толстовскому списку) [10] сообщается « Говорил атаман, Ермак… разбили мы лотку коломенку и громили казну государеву; из тово мушкета немецкого вылетала, пулка свинцовая… убила посла государева; а шел тот посол под Астрахань с ево государевою великою казною денежною и пороховою…». В этой же летописи, уже от царского лица говорится « …нашу государеву казну громили и посла убили» [11].

16 ноября 1582 г. в своей Грамоте царь Иван Васильевич Грозный на Чусовую Максиму и Никите Строгановым о посылке в Чердынь волжских казаков Ермака Тимофеева с товарищами пишет: «…А те атаманы и казаки преж того ссорили нас с Нагайскою ордою, послов нагайских на Волге на перевозех побивали, и ордыбазарцов грабили и побивали, и нашим людем многие грабежи и убытки чинили…» [12].

Всех поразило нападение и разгром корабля (струга), на котором плыл царский посол в Персию Карамышев [13]. И его убийство. Чего прежде никогда не бывало. Немедленно на Дон и Волгу был направлен царский посланник Мурашкин с войском, чтобы наказать казаков.

Имена атаманов Ермака Тимофеева, Матвея Мещеряка, Никиты Пана, Якова Михайлова и приговоренного к смерти за разбой посольского струга, Ивана Кольцо, были так широко известны, что дошли до Уральских гор.

В 1579 г. атаманы как косой прошли по ногайской орде, сметая все на своем пути. Столица орды, город Сарайчик был превращен в дым и пепел. Строгановым в Сибири требовались именно такие.

В апреле 1579г. они отправили казакам «Ласковую» грамоту, где приглашали «оборонять восточный край христианства» [14].

Исследования убийства царского посла Карамышева казаками Ермака приводит нас в Ерахтурскую Мещеру. Здесь, со времен, когда его отец попался с разбойниками, у них имелись какие то земли. Здесь же были земли и самого Ермака, и его сына Федора, полученные ими за царскую службу.

В ввозной грамоте (1589г. марта 14.) Карамышу Девлеткилдеянову с мачехой и сестрами на дд.Сеитово и Екса Богдановское Ргутово с починками в Борисоглебовском ст. Мещерского уезда [15] говорится: «От царя и великого князя Федора Ивановича всеа Руси в Мещерский уезд в Борисоглебовский стан в деревню Сеитову, да в деревню Екса Богдановскую Ргутову, да в починок Фетки Ермакова, да в починок Какуевский в Биишев жеребий Теникеева, а Бииша де не стало в 96-м году на нашей службе в Донкове, а после де его осталось жена его да две дочери, а тот его жеребей поместья лежит в порожже, а в поместье и на оброк не отдан никому. Пожаловали есмя тем Биишевым жеребьем брата его Карамыша Девлеткилдеянова.»

 

Карта завоевания Сибири 

images/2015/er1.png

Приведенная выше грамота показывает, что земли Карамышевых, соседствовали с землями Ермака, т.е. его сына Федора. Этот починок «Фетки Ермакова», как деревня будет существовать до советских времен.

В период, который мы рассматриваем, Россия вел войну с Польшей. Ермак Тимофеевич находился в составе казачьих войск на этой войне. Многие воинские части, принимающие участие в боевых действиях стояли на постое, или отводились на отдых в южный рязанский город – Данков, где, как показано выше «Бииша ( брат Карамыша) де не стало в 96-м году на нашей службе в Донкове.

«Карамышевы – дворянский род, их предок татарин Карамыш выехал в Москву в начале XV в. Две отделившиеся от этого рода ветви внесены в VI часть дворянской родословной книги Псковской, Тверской и Тамбовской губерний.(Гербовник,III,34). Более известны из Карамышевых:

Иван Никитович Большой в 1577 был головой при воеводе Пушкине в Лифляндии, в сторожевом полку, под Колыванью – головой при кн. Хворостинине в передовом полку.

Иван Никитич Меньшой – в 1577 показан головой при воеводе Пушкине и при кн. Хворостинине, в 1579 – осадным воеводой в Невле, в 1580-81 наместник в Рославле, в 1594 воевода в Великих Луках, и в 1600 – в Заволочье;

19.12.1817 г. род Карамышевых внесен в VI часть ДРК Рязанской губернии. Две ветви рода К. занесены в III часть ДРК Рязанской губернии.

Род от мурзы Карамыша Девлеткильдеева с 21.04.1589 г. владел д.Сеитово Касимовского уезда.»[16].

Как видно из приведенного документа Ермак служил сразу с двумя Карамышевыми во время войны с Польшей, т.к. сразу два К. служат кн. Хворостинину, с которым Ермак в польских источниках показан как «оттоман казацкий». Из какого рода и ветви кто-то из Карамышевых попал под горячую руку атаманов Ермака неизвестно.

И ныне в Касимовском районе стоят 2 поселения Карамышево.

Но именно они, землевладельцы Мещерского уезда, направлялись послами от Руси в восточные страны. И почти весь царский дипкорпус формировался из татарских и русских кадров, имеющих долговременный опыт службы в Шацке, Касимове, Елатьме и Темникове.

В «Письме пана Стравинского из Могилева на имя короля Стефана Батория», говорится: «Доводим до сведения Вашего Королевского Величества…что московские люди, враги Вашего Королевского Высочества, вторгнувшись в государство Вашего Королевского Величества и всё, начиная от Дубровны, предавая огню и опустошению, пришли под город Вашего Королевского Величества Могилев во вторник 27 июня (1581 г.), в третий час дня, сожгли предместье, за Дубровной Лучкова также сожгли 6 домов; в посаде над Днепром, который называют слободой, тоже сожгли до 100 домов.

Начальствовали над этими людьм и воеводы:1.Кайтеров (Котырев), Хворостинин, Волконский, Батурлин…14.Василий Янов,15. Ермак Тимофеевич, оттоман казацкий…с ними было людей: татар, т.е. темниковских, кадомских, касимовских, свияжских и чебоксарских, а также москвитян 45 000 стрельцов, с Дону и московских (казаков) 1000 на конях, которые целый день во вторник, нападая со всей силой, старались прорваться к городскому укреплению, желая зажечь острог, от чего мы их с Божией помощью удерживали огнем из замка и из острога и не допускали до этого… и в тот же день, во вторник, при заходе солнца поспешно удалились от города к деревне Вашего Королевского Величества Баторке в полуторах милях от города, лежащей на берегу Днепра, а там наскоро пришедши к Днепру,

Тотчас же,сделав для главных воевод несколько плотов, сами все пошли вплавь и в ту же ночь, со вторника на среду, все переправились чрез Днепр и в час уже дня распустили людей

В окрестности и начали жечь деревни, направляясь к Радомлю и Мстиславлю, замкам Вашего Королевского Величества…» [17 ].

Дневник Стефана Батория показывает и другие моменты. Из Письма пана Головчинского С.Баторию 30 июня 1581 г. [18].

 

«…Чтобы отвлечь польские войска от главных русских сил, послали они в налет легкую казачью конницу вместе с татарами на литовские города и села за Днепром. Командовали отрядами атаман Василий Янов и Ермак Тимофеевич».

О том же. Письмо Петровского [19].

… «в количественном отношении мещерские служилые татары и мордвины превосходили любую русскую дворянскую корпорацию, за исключением новгородской и рязанской: в росписи похода 1604 г. против самозванца упоминается 450 касимовских,537 темниковских,542 кадомских татарина и 220 мордвинов из Кадома и Темникова»[20].

Документы показывают, что Ермак, назван среди других царских воевод, и командывал не только казаками, но и татарскими отрядами, в т.ч. касимовскими. В другой грамоте он опять же, вместе с Василием Яновым и татарами был послан за Днепр на литовские города и села.

Осенью 1582г. по зову Строгановых 540 казаков с атаманами прибыли на место. Помимо вооружения в виде пушек, Максим Яковлевич и Никита Григорьевич Строгановы добавили 300 своих ратников (по иным сведениям 1096), выдали пищали, 60 пудов пороху и свинца, 2500 пудов ржаной муки,

1600 пудов крупы и толокна, 800 пудов сухарей, 200 пудов масла коровьего, 400 «полтей» ветчины, дали проводников и толмачей, знамена и больши струги.

Ермаковская топонимика в Сибири и Касимове.

Атаманы плыли четыре дня вверх по реке Чусовой… два дня рекою Серебряною…и не зная, что ожидало их впереди, для своей безопасности сделали земляное укрепление, дав ему имя – Ермаков Кокуй городок. Как помним рядом с починком Фетки Ермакова находился починок Кокуевский, который мог принадлежать и Ермаку, т.к. у Бииша там был только жребий.

 

В Краткой Сибирской летописи (Кунгурская), говорится:

« И нарекоша его(Ермака –А.К) богом, и погребеша по своему закону на Баишевском кладбище под кудрявую сосною [21].

Ремезовская летопись (ПО МИРОВИЧЕВУ СПИСКУ), сообщает    «…Ермак же Ваш лежит на Баишевском кладбище под сосною…» [22].

Там же [23]: « Ермаку от утопления, августа в 13 день, восплывшу, и принесе его Иртышною водою под Епанчинские юрты к брегу. Татарину ж Якышу, Бегишеву внуку, ловящу рыбу и наживляяющу перемет, и видев у брега шатаюшесь человеческие ноги и накинув петлею переметную веревку за ноги, извлече на брег и виде пансыри и разумев не просту бытии, а знающе, яко казацы утопоша мнози, и тече на гору в юрты возвестив жителем, и созва всех вскоре, да видят бвышее».

В Касимовском районе есть д. Баишево [24], созданная татарами из Епанчинских юрт Сибири, частью плененных, а частью взятых аманатами (т.е.заложниками) русскими ратниками и высланных по традиции на родину победителя - Ермака Тимофеевича, за расстрел, на территории их сибирского села, его мертвого тела стрелами и копьями.

События развивались тревожно!

Когда с мертвого Ермака Кайдула мурза стал снимать панцирь «…пойде кровь из рта и из носа, что из жива человека». Нагого Ермака положили на лабаз. По окрестностям разослали послов, чтоб все сходились видеть нетленного Ермака и отомстить ему за свою кровь. Каждый приходящий стрелял в тело из лука или вонзал копьё. Все видели, что из тела струится живая кровь. Ермак лежал в таком виде и на этом месте 6 недель, но птицы облетали его.

1 ноября пришли Кучюм с мурзами и Кондинские и Обдаринские князи, которые также вонзили в Ермака свои копья, а кровь все еще шла.

После захоронения Ермака его облачение разделили на двое. Один панцирь отдали в приклад Белгорскому шайтану, «и той князь Алачь взял…2-й отдаша Чайдулу мурзе Закайдаме. Кафтан взял Сейдяк царь. Пояс с саблей взял Карача».

Во времена царя Михаила Федоровича и его отца патриарха Филарета в Сибирь архиепископу Киприяну была направлена грамота с задачей воссоздать историю и имена ермаковских казаков, в т.ч. и все связанное со смертью атамана. За нахождение его могилы, панцирей и вооружения обещалась большая награда.

« В лето 7158 приидиша в Тоболескъ послы от Калматского Аблая тайши», которые рассказали где что находится. Через год по Указу Алексея Михайловича для решения ранее поставленных задач в Сибирь был направлен князь Иван Андреевич Хилков (Землевладелец с. Дегтяное или Дехтяное, что на Борках.1678. Ныне Сапожковский р-н). Он направил Тобольского стрелецкого сотника Ульяна Ремезова для встречи с Аблая тайши.

Последний получив обещанное награждение, передал панцирь Ермака.

«В лето 7159 году, сентября 4» У.Ремезов записал со слов Аблай тайши, что место захоронения Ермака святое. Если кто болеет и взял горсть земли с могилы то становится здоров. Если кто едет на войну и берет с собой ермаковскую землю то возвращается победителем. «Егда же нет земли тощь возвращаюсь». «В родительские дни ваши над могилой столбы огненны», «и в иные свеча кажется Татаром, Руским же не кажетца». «…как от панцирей и от платья чюдеса бывают и как Татара смертной завет положиша, что про него Русакам не вещати.

В том, что это верно Аблай тайши печать свою приложил».

Среди специалистов-историков изучающих материалы о Ермаке установилось мнение, в т.ч. с подачи татарских историков, что плененные и высылаемые аманаты из Баишевских Епанчинских юрт в Касимовское ханство тайно забрали и перевезли с собой тело Ермака.

И сейчас у д.Баишево Касимовского района можно увидеть большой курган, который насыпали над могилой Ермака. И что местными жителями до сих пор хранится печать, которой скреплялся смертный завет.

1.Печать. Надпись на печати оказалась на древне сирийском арабском языке. Ее смог прочесть для меня, мой друг из Москвы, полиглот, владеющий более ста языками мира: Вилли Мельников. Вот расшифровка: "Уштэр аль-Джабейт священную луну в помощь призвал".

2.Кладбище-курган в д. Баишево Касимовского района. 

3.Каменный топор (д. Баишево Касимовского района). 

Фото:Олега Романова

Рассмотрим топонимику в окрестностях починка Федки Ермакова в контексте с историей Мещеры.

д.Сеитово, происходит от «Сеид» – это глава духовенства в Касимове, избираемый только из потомков Магомета. Указанная д.Сеитово, их владенье.

Истории известны два касимовских сеида. Ак-Сеид, при царе Шах-Али, в 1552 г. участвовал с Иваном Грозным в штурме Казани [25].Кашки-Сеид, из знатного рода Шакуловых, откуда была и касимовская царица – Фатима [26].

Деревня Сеитово – владения Ак-Сеида, т.к. рядом течет речка, именуемая сейчас как Экса, в писцовых книгах – Екса. Топоним происходит от имени /Аксе/ида. Такой же и у целого ряда поселений.

В грамоте указана д.Екса Богдановская Ргутово, имеющая тот же корневой термин, к которому добавлены имена других владельцев.

Современная карта Касимовского района – положение дд.Баишево и Сеитово.

 

Если подняться вверх по речке Экса, то в 14 км. стоит село Большие П/ексе/лы, с уже отмеченным термином «ексе», или «экса», две деревни Малые и Большие П/ексе/лы в XVII веке принадлежали Ак-Мамет-сеиду Бел/ексе/итову, сыну Шакулову и его потомкам 5 августа 1584 г. Ермак погиб в неравном бою с Кучюмом, оставив в истории свое легендарное, и как того хотели правители, «безродное имя».

Всем понятен этот страх. Ермак увеличил территорию России одним ударом, и за время, на которое у монархов уходили столетия.

История русского народа сохранила для потомков традиции, берущие свое начало, наверное, еще со времен Рюрика, которые дают нам неопровержимый метод при определении родины Ермака.

Первое.

Отправленный в Москву в 1584 г. Маметкул (Мухаммед Кулов), получил от царя Федора Ивановича обширные поместья [28].

Карамзин Н.М. писал, что позже «взятое в плен в 1598 г. семейство Кучюма «8 жен», «5 сыновей», «8 дочерей» и «5 князей» поселили «в Касимове» и «Бежецком Верху» [29], далее летописец указывает, что пленников поселили у «царя Ураз-Магмета» и Маметкула. Бежецкий Верх (Городецко), старая Новгородская вотчина, входящая то в Тверские, то в Санкт-Петербургские, то в Московские земли. Во время Смуты по этим местам был нанесен разрушительной силы рейд войск Яна Сапеги.

Для определения поместий Ураз-Магмета мы возьмем его переписку в Смутное время, когда он был в лагере Лжедмитрия-II, с Яном Сапегой.

Ураз-Мухаммед, царевич киргиз-кайсацкой орды, племянник ее хана Тевкеля, взятый в плен в Сибири просит у Яна Сапеги оберегательную грамоту на «…мое поместейца Углицкого уезду на Койскую волость» [30], т.е. в том самом Бежецком Верху.

Соответственно, обширные поместья Маметкула (Мухаммед Кулов) распола- гались в «Касимове», т.е. в Мещере. Где они располагались, носящие обычно имена владельцев, нам говорят такие факты.

В окладных книгах 1676 г. в Борисоглебовском стане Мещеры указана д.Кулово [31] около села Дубровка. Деревня существует и поныне, сохранив свое русифицированное имя, как Акулово.

У Добролюбова И.В. в его «Историко-статистическом описании» церквей и монастырей Рязанской епархии при описании Ерахтура отмечено «Урочище Кулово» [32].

В Мещере, рядом с селом Мышцы и сейчас стоит д. Кулово, на границе Касимовского района [33].

Последним фактом в этом вопросе является и захоронение Мухаммеда Кулова, умершего в 1618 г., в Касимове. Подтверждением чего является его надгробный памятник, найденный в 1860 г. муллой Фейз-Хановым [34].

Мы рассматривали так подробно этот элемент по той простой причине, что в Руси, как указывалось выше, наверное, со времен Рюрика незыблемым было право воина на добычу, взятую в бою. На нее не покушались даже монархи. И пленники всегда отправлялись на родину победителя. В нашем случае, Маметкула (Мухаммеда Кулова) и его семейство поселили именно в Мещере, на малой родине его победителя, Ермака Тимофеевича Оленина.

В истории России таких фактов достаточно. Последний, сравнимый с Ермаковым,случай, был связан с пленением князем Барятинским А.И., имама Чечни и Дагестана – Шамиля, которое произошло в середине XIX в.

Шамиль, с многочисленным семейством был поселен в Калуге по той причине, что владения князя, «волость Борятин Мещевского уезда» являлась частью Калужской губернии.

К именам атаманов Ермака Тимофеевича.

Они подтверждают все выше сказанное.

Уже имя Матвея Мещеряка все ставит на свои места. Но еще более емко имя Никиты Пана. Деревня Сеитово и речка Экса на всем протяжении окружены урочищами. От Оки – урочище Паники, со стороны Б.П/ексе/лы и Шостьи – урочище Панинки. Здесь же в Илебниках землевладельцы Пановы.

У легендарного Ивана Кольцо – соответствующий топоним «Медные кольца», отмечаемый у Добролюбова И.В. при описании с.Ерахтур.

Владимирские историки связывают род Ермака также с фамилией Алениных.

По приведенным выше грамотам видны эти фамилии во владимирских землях.

Род Ермака Тимофеева (сына Оленина) шел в Мещеру через Гускую волость Владимирского уезда. Здесь, на пограничье, на Гуском Погосте был большой беспошлинный торг и винокурение.

Позже, царь Михаил Федорович прекратит его, но, наверное, лет 100 такой торг действовал.

Царь, в грамоте Касимовскому царьку Сеид-Бурхану отмечал: «а тот де Владимирский уезд Гуская волость подошла (имеется в виду торговля – А.К.) под Касимов, обошла кругом Касимова, а от Володимера отдалена верст с полтораста, а касимовские де кабаки от тое их винные продажи запустели, и чинится недобор великий» [35].

По сути, царь, сам не зная того, показал путь, которым шел род Ермака к «починку Фетки Ермакова да к Починку Какуевскому». По указанной царской грамоте «Фетка Ермаков» не является объектом права. В ней указан починок и его имя, закрепившееся в данной местности.

Имя Федор в роду этой ветви Олениных сохранится надолго. Даже в 1774 г. отмечается Иван Федорович Оленин в д.Семакино. В Елатомском уезде, в 1809 г. в селе Антоново, прапорщик «Федоров сын Аленин» [36]. Именно здесь в XVII веке осядет основное колено рода Олениных. А село Салаур станет их родовой вотчиной. Многие данные, скорее всего, хранятся и в Тамбовском архиве.

Здесь необходимо заметить и такой факт. Сразу после Смуты, земли, около починка Федки Ермакова были подозрительно быстро реорганизованы.

От р.Оки, по линии Нармушадь-Занины-Починки, Мальцов тож - Увязь, земли спрятали за стенами Московских монастырей (Благовещенского и Новоспасского – откуда были царские духовники).

В 1675 г. также поступят с Илебниками, передав земли тому же Благовещенскому монастырю.

По ликвидации Касимовского царства (1682 г.) земли по линии Ерахтур-Мышцы-Шостье-Пекселы, т.е. полосу по Северо-Восточной меже выше указанных земель с 1707 г. уберут в Дворцовое ведомство, создав здесь дворцовую Ерахтурскую волость. Поэтому, не случайно, Н.М.Карамзин, выполняя волю Александра-1, вывел Ермака – безродным. Вот такие данные вошли в доказательную базу А.И.Кондрашова о Ермаке.

Примечание:

1. Скрынников Р.Г. Далекий век. Л. 1989.С.4-09. (На основании записей в летописях).

2. Памятная книжка Рязанской губернии на 1868 .Рязань, 1868 г. С.-210.

3. Словцов П.А. История Сибири. От Ермака до Екатерины. Москва.Вече.2006.С.-51.

4. Антонов А. В. Русский Дипломатарий. Частные архивы русских феодалов 15 – нач.17.века.2002 г. Выпуск 8. С. 294-295.

5. Савельев Е.П. Древняя история казачества.-М.; Вече, 2007. С. -245.

6. Савельев Е.П. Древняя история казачества. М. Вече. 2007. С. -248.

7. 1000 лет русского предпринимательства. Сост. Платонов О.М. М. 1995 г. С-.46.

8. Сибирские летописи. Краткая Сибирская летопись (Кунгурская). Рязань. Александрия. 2008. С. - 407.

9. Сибирские летописи. Краткая Сибирская летопись (Кунгурская). Рязань. Александрия. 2008. С. - 8.

10. Сибирские летописи. Краткая Сибирская летопись (Кунгурская.) Рязань. Александрия. 2008. С.- 56.

11. Там же. С.- 63.

12. Миллер Г.Ф. История Сибири. Изд.2. Дополн. М. Изд-во «Восточная литература». РАН. 1999 г. Т.-1. С. -335.

13. 1000 лет русского предпринимательства. Сост. Платонов О.М. М. 1995 г. С-.46.

14. Там же. С.46.

15. Цепков А.И. Свод письменных источников по истории Рязанского края 14-17 веков. В 4-х томах. Рязань. Александрия. 2005. Т.1. С. 541-542.

16. Сибирские летописи. Краткая Сибирская летопись (Кунгурская). Рязань. Александрия.2008. С.- 11.

17.Мих.Осип. Коялович/профессор русской истории Петербургской Духовной Академии/«Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию и дипломатическая переписка того времени, относящаяся главным образом к заключению Запольского мира (1581-1582 гг.) С-П, 1867. С. 252-254, № 51 и с. 766.// Савельев Е.П. Древняя история казачества.-М.; Вече, 2007. С.-252.

18. Мих.Осип. Коялович/профессор русской истории Петербургской Духовной Академии/«Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию и дипломатическая переписка того времени, относящаяся главным образом к заключению Запольского мира (1581-1582 гг.) С-П, 1867. № 50. С.251-252.// Савельев Е.П. Древняя история казачества.-М.; Вече, 2007. С.-253.

19. Мих.Осип. Коялович/профессор русской истории Петербургской Духовной Академии/«Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию и дипломатическая переписка того времени, относящаяся главным образом к заключению Запольского мира (1581-1582 гг.) С-П, 1867. № 50. С.-38.// Савельев Е.П. Древняя история казачества.-М.; Вече, 2007. С. -253.

20. Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в. М. Мысль. 1990. С.-55.

21. Сибирские летописи. Краткая Сибирская летопись (Кунгурская).Рязань. Александрия. 2008. С.- 348.

22. Там же. С. - 435-436.

23. Атлас Рязанской области. Тверь. Роскартография. 2006. С.-37. А-2.

24. Цепков А.И. Свод письменных источников по истории Рязанского края 14-17 веков. В 4-х томах. Рязань.Александрия. 2005. Т.1. С.541-542.

25. Шишкин Н.И. История Касимова с древ. времен. Р. 1999 г. С.-.40.

26. Там же. С.-99.

27. Словцов П.А. Указ. соч. С.-51.

28. Карамзин Н.М. История государства Российского» в 4-х кн.Р/на Д. Изд. Феникс. 1997. Кн-.4. C-.158-160.

29. Шишкин Н.И. История Касимова с древ. времен. Р. 1999 г. C.-44.

30. ГАРО. Ф. 869. оп.1. д. 294. л. 35 (л.454).

31. Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей рязанской епархии. С.-156.

32. Атлас Рязанской области. Тверь. Роскартография. 2006 г. с. 52. Б.-1.

33. Шишкин Н.И. Указ. Соч. C.-.75.

34. Шишкин Н.И. Указ. соч. С.-.40.

35. Шишкин Н.И. Указ. соч. С.-41.

36. ГАРО. Ф.-892. Оп.- 5. Д.-1539. Св.- 26.

Прямая ссылка на публикуемый материал http://www.imha.ru/1144537512-ermak-timofeevich-kasimovskiy-zemlevladelec.html#.VHd5EGf-vld

 

Последние новости
Николай Николаевич Браун (24 ноября 1938, Ленинград, РСФСР, СССР) — поэт, переводчик, публицист,…
Совет Атаманов России и Атаман СКВРиЗ Валерий Камшилов поздравляет с юбилеем генерала КВ…
16 сентября в день памяти священномучника Илии Бажанова он был дан в церкви…