Илья Глазунов: Да, я - монархист.
«Вера Глазунова и Атаман Валерий Камшилов прощаются с отцом и другом.»
0 1807

Илья Глазунов: Да, я - монархист.

Приносим наши соболезнования, от Атамана Валерия Камшилова и СКВРЗ родным и близким нашего друга Ильи Глазунова, всвязи с кончиной.

Илья Глазунов - слуга Бога, России и совести

Илья Глазунов - слуга Бога, России и совести

Художник Илья Глазунов в Старице, 1983 год. Фото: Мастюков Валентин, ТАСС

Сегодня умер великий русский художник Илья Глазунов, человек, который никогда не стеснялся слова "русский" и любил мир во всей его полноте

АВТОР

Софья Метелкина

9 июля 2017 года ушёл из жизни великий человек. Илья Глазунов - не просто художник. Он впитал в себя русскую идею, сохранил её в сердце и, главное, передал её нам.

Отпевание Глазунова пройдёт в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. Возглавит его епископ Егорьевский Тихон. Похоронят художника на Новодевичьем кладбище 11 июля. Пусть душа его упокоится с миром, как и всех, кто умер сегодня.

А пока вспомним, что это был за человек.

Детство - от бабушкиных сказок к оледеневшим трупам

Илюша родился 10 июня 1930 года в Санкт-Петербурге (тогда Ленинград). Был единственным ребёнком в любящей, крепкой семье. Отец, Сергей Глазунов, был историком и экономистом, мать Ольга - дочерью статского советника.

В воспоминаниях, приведенных в биографической книге "Россия распятая", Глазунов много говорит о своей бабушке. Она читала ему русские сказки и убаюкивала народными песнями. Особенно ему нравились сказания о бедном ямщике, о русском удалом крестьянине, выросшем на морозе, о дальних походах "солдатушек-браво-ребятушек". А уже мама водила его в художественную школу.

"Засыпая, я старался представить себе Бородинское сражение, Илью Муромца, борющегося с Соловьем-разбойником, улыбающегося светлейшего князя Александра Васильевича Суворова, костры, горящие у стен Измаила, и лица суворовских солдат - точь-в-точь как на картине И.Л. Сурикова "Переход Суворова через Альпы", которая так поразила моё детское воображение вчера в Русском музее", - делился впечатлениями будущий художник.

Картина И. Глазунова "Два князя" (2003 г.), представленная в Московской государственной картинной галерее Ильи Глазунова. Фото ИТАР-ТАСС / Сергей Мамонтов

Светлое детство оборвала Великая Отечественная война, оставив его сиротой. В блокадном Ленинграде умерли почти все родные Илюши, и особенно страшны были смерть отца, бабушки и чуть позже мамы.

"Отец и все мои родные, жившие с нами в одной квартире, умерли на моих глазах в январе-феврале 1942 года. Мама не встаёт с постели уже много дней. У нас четыре комнаты, и в каждой лежит мёртвый человек. Хоронить некому и невозможно. Мороз почти как на улице, комната - огромный холодильник, поэтому нет трупного запаха", - писал Глазунов.

В холодном 1942 году 11-летнего Илью вывезли по "Дороге жизни" в деревню Гребло Новгородской области. Долго ехали по Ладоге и по пути видели страшные картины - под лёд ушло несколько автомобилей.

Родственники взяли его с собой без матери. Почему? Самого художника мучил этот вопрос всю жизнь. Может, спешили, может, не было возможности. Теперь никто не узнает. О смерти любимой мамы Илюша узнал только весной.

"Тихо, как догорает свеча, умерла моя мать. Последним её словом было моё имя. Не помню, как очутился один в лодке на спокойно плещущих волнах. Надо мной простиралось бесконечное небо, такое же, как и в моём раннем детстве.

Что будет впереди, кому нужен я теперь, медленно плывущий навстречу волн? Знакомое по блокаде чувство неощутимого перехода из жизни в смерть соблазняет и умиротворяет своею лёгкостью... Как первобытна и нема могучая природа! Это были минуты, когда душа, как мне казалось, со всей полнотой ощутила загадку и непрерывность человеческого бытия. Ожили и заговорили волны, зашептал тростник, склонились вечерние облака, нежно утешая затерянного в мире человека, а птицы вносили в этот безгласный разговор глубокую жизненную конкретность проходящего мига. Их крики так похожи на человеческую речь! Словно ожила на мгновенье природа и обняла своими ветрами скомканную душу, стараясь расправить её, как опущенный парус..."

Юность: "работающему Господь ниспошлёт вдохновенье"

После ужасов блокады Илья вернулся в родной город. Там же закончил живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры (сейчас это Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры) имени И.Е. Репина.

Художник никогда не скрывал, что поначалу рисовать у него получалось плохо. И во многом на его дальнейшее упорство повлияла ссора с дорогим другом Мишей. Тот (возможно, сгоряча) раскритиковал начинания Глазунова.

"Всегда, когда мне становилось (и сколько раз!) мучительно и нестерпимо жить, ощущалась невозможность разорвать иллюзию "Майи", когда на меня стремительно надвигался страшный локомотив жизни, всё сметая на своём пути, и я знал, что не могу остановить его натиска своими беспомощными руками, некая мощь беспощадного внутреннего голоса поднимала меня с колен и наполняла дикой силой сопротивления, уверенности в победе, необходимости своей миссии в мире лжи и плоского запрограммированного бытия человека XX века", - рассказывал художник.

И всё же верил, что единственный способ для художника – это нападать на самого себя каждый день. Нужна "бескомпромиссная изнурительная работа, которая несёт радость утверждения и счастье жизни на земле", и только "работающему Господь ниспошлёт вдохновенье, приблизит к тайне бытия".

"Буду вставать и работать весь день, читать, падать на постель и снова работать. Дай Бог силу и волю раскрыть то, что ношу в себе, дай Бог научиться рисовать, отражать в образах мир. Я спасусь одним - со стороны буду смотреть свою жизнь, словно чужой фильм, но стану её режиссёром, буду вводить новые персонажи, новые коллизии или навсегда уйду в небытие. Воля, воля и воля!"

Художник И. Глазунов в Старице, 1983 г. Валентин Мастюков / Фотохроника ТАСС

Знаменитые иллюстрации к произведениям русских классиков (среди которых Достоевский, Куприн, Блок и многие другие) Глазунов создал уже в 1960-70-е годы. В этот же период художник трудился над самыми известными полотнами - "Русская песня", "Град Китеж", цикл "Поле Куликово". Тогда же он подарил миру "Бориса Годунова", "Князя Олега и Игоря", "Ивана Грозного".

Больше всего, пожалуй, запоминаются "Мистерия ХХ века", "Вечная Россия", "Великий эксперимент" и "Разгром храма в пасхальную ночь".

В 1990-е годы Глазунов занимался реставрацией зданий Московского Кремля, в т. ч. Александровского и Андреевского парадных залов. К 850-летию Москвы подарил столице все свои работы, написанные за 40 лет.

Человек, который никогда не стеснялся слова "русский"

Глазунов не уставал повторять, что русский - это тот, кто любит Россию.

Валерий Ганичев, возглавляющий ныне Союз писателей России, был хорошо знаком с Глазуновым и его супругой Ниной. Он обращал внимание на смелость художника, потому что в 60-е отстаивать русскую идею публично было очень непросто. Русский вопрос стал, по его словам, главной общественной опасностью в глазах партийных руководителей, и те громили его "с классовых, марксистских, интернациональных позиций".

"Поражаюсь, сколь великую титаническую работу по просвещению, образованию, ознакомлению с великой историей и культурой России провёл тогда Илья Глазунов", -добавлял Ганичев.

Писатель также отмечал, что любовь и есть познание, именно поэтому "так беспредельны красота, высота, одухотворённость, которые видит Илья Сергеевич в России, её людях, её природе".

Глазунов открыто говорил, что он монархист, а революция - геноцид и угасание народа. "Не утерять веру в наши идеалы - и есть героизм сегодняшних дней", - считал художник.

Одна из важных мыслей Глазунова состоит в том, что русское аполлоническое начало - это здоровье, это ценности. Он не любил абстрактное искусство. XX век, по его словам, "принёс право видеть в каждом художнике сумасшедшего, забывая, что великая духовность культуры создавалась абсолютно здоровыми людьми, такими, например, как Пушкин, Андрей Рублёв, Тициан, Рафаэль, Суриков и Кустодиев".

Картина И. Глазунова "100 веков". Фото Виктора Великжанина (ИТАР-ТАСС)

Глазунов был твёрдо убеждён, что этот путь ведёт к катастрофическим последствиям: болезнь становится нормой современного искусства.

Цитаты

О Глазунове можно говорить бесконечно много. Хотим привести несколько важных цитат из "России распятой", которые скажут о нём больше, чем любой рецензент.

  • "Каждому человеку необходимо знать, кто он и откуда. Память о своих корнях делает человека достойнее и сильнее. Лишить его знания прошлого - это значит лишить его понимания настоящего и будущего".
  • "Горжусь тем, что более чем за тридцать лет своей творческой деятельности служил Богу, России и совести".
  • "Мою душу всегда наполняло особым чувством сознание того, что сейчас на необъятном просторе Земли все русские, все православные повторяют одни и те же слова молитвы и представляют собой великое единение. Чем достичь его, если отнять у нас Бога? Достичь единения в этом случае возможно, как писал Достоевский, только железной палкой".
  • "В городе не чувствуешь этой великой взаимосвязи человека и природы, не испытываешь и, следовательно, не понимаешь этого великого круговорота приобщения к тайнам природы с её вечным процессом умирания и воскресения; приглушается чувство радости собственного бытия, являющегося маленькой частицей удивительно мудрого, простого и сложного мира".
  • "Мне всегда было свойственно созерцание чуда жизни, чуда первого снега, тающего на ладони, далёких звёзд в тёмном небе, духовной наполненности небес, меняющих свою краску, и движения облаков, плывущих в далёкие страны... Я любил божий мир".
  • "До чего непостижимо трудно передать настроение неба! Я думаю, что с этой задачей наилучшим образом справлялись те творцы, которые верили в Бога".
  • "Это либерализм открывает дорогу террору и тирании нового порядка. Ведь, придя к власти, сторонники свободы веротерпимости проявляют такую кровавую нетерпимость к инакомыслию, о которой мы знаем из истории последних десятилетий нашего отечества. Да и только ли нашего?"
  • "Я понимаю, что для многих, может быть, было бы гораздо интереснее прочесть, как, например, я писал портреты королей и кинозвёзд, заглянуть в замочную скважину моей личной жизни. Но, думаю, всё-таки важнее понять, как в борьбе и неустанном познании вырастала и крепла моя бесконечная любовь к России, во имя которой я живу и работаю, считая, что и один в поле - воин".
Последние новости
Николай Николаевич Браун (24 ноября 1938, Ленинград, РСФСР, СССР) — поэт, переводчик, публицист,…
Совет Атаманов России и Атаман СКВРиЗ Валерий Камшилов поздравляет с юбилеем генерала КВ…
16 сентября в день памяти священномучника Илии Бажанова он был дан в церкви…