Хочется сказать огромное спасибо нашим казакам-путешественникам и низкий поклон казачьему Атаману Валерию Камшилову, который курировал экспедицию и помогал путешественникам как мог.
«Маяк надежды с флагом Всевеликого войска донского»
Закончилась казачья экспедиция у маяка мыса Дежнёва путешественника Валентина Ефремова
Атаман Камшилов сердечно поздравляет с окончанием экспедиции "Россия от Запада до Востока"
Великий путешественник Валентин Ефремов на мысе дежнёва установил крест
28 июня 1648 года началась экспедиция Атамана Семёна Дежнёва, а сегодня 28 июня 2018 года завершилась экспедиция Россия от Запада до Востока под казачьим флагом во главе с путешественником Валентином Ефремовым. Установлены на мысе Дежнёва у маяка крест, колокол, якорь. Подняты флаг Войска Донского и флаги городов-участников через которые прошла экспедиция!
Валентин Ефремов на мысе Дежнёва с флагом Всевеликого войска донского
Семен Дежнев – землепроходец, казачий атаман, знаменитый своими исследованиями Сибири.
Дежнев родился приблизительно в 1605 г., хотя у историков нет документов, подтверждающих этот факт. Касательно места рождения Семена Ивановича также нет единого мнения. Немало биографов склоняется к тому, что Дежнев, как и многие другие землепроходцы (Василий Поярков, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов) появился на свет в Великом Устюге. В этом городе сегодня установлен памятник Дежневу.
Памятник Семену Дежнёву в городе Великий Устюг
Однако существуют доказательства, что на реке Пинеге в Архангельской области еще в 16 веке (или ранее) жили крестьяне-поморы Дежневы, предположительно, родственники атамана Семена.
Дежнев родился в простой крестьянской семье и сызмальства приобщился к многообразному и нелегкому труду крестьянин: ходил с родителями на промыслы, обучился владению оружием, умел устанавливать рыболовные снасти, овладел основами кораблестроения и плотницкого дела.
Походы
В 1630 г. набирали вольных людей на службу в Сибирь. В Тобольск требовалось 500 мужчин, в число которых попал и Дежнев. Пунктом формирования отряда, который направлялся в далекие края, был Великий Устюг.
С насиженных мест в северные дали мужчины отправлялись по разным причинам: многих привлекало желание стать первооткрывателем, других манили истории бывалых о невероятно щедрой на богатства Сибири. Почти все надеялись, что служба принесет им достаток.
Портрет Семена Дежнева
Служба в 1630-1638 гг. в Тобольске и Енисейске, куда позже перевели Семена Ивановича, свела Дежнева с первопроходцами, которые позже стали его сподвижниками по изучению и освоению новых территорий.
В 1639 г. в Оргутской волости Дежнев проявил недюжинные способности, покорив мятежного князца Сахея, отказавшегося платить ясак (натуральный налог) русским властям, несмотря на мирное соглашение. Три бравых казака, посланных до этого к Сахею, были коварно убиты. Дежнев же постарался избежать кровопролития, наладив добрые отношения с князцом – в итоге непростое поручение было выполнено.
Поход Семена Дежнева
В 1641 г. в числе 14 человек под руководством Михайло Стадухина Дежнев отправился в Оймякон, чтобы собрать ясак с эвенков и якутов. О Стадухине и их трениях с Дежневым написано много, а в советском фильме 1984 г. «Семен Дежнев» Михайло и вовсе предстает перед зрителем практически наемным убийцей. Но не стоит забывать, что Стадухин являлся незаурядной личностью, и его вклад в географические открытия России неоценим.
Проделав трудный путь через высокие гребни Верхоянского хребта и добравшись до реки Индигирки, отряд Стадухина услышал от местных о некой полноводной реке Ковыме (Колыме). Спустившись вниз по Индигирке, путешественники по морю доплыли до устья загадочной реки, став ее первооткрывателями.
В 1647 г. Дежнев был назначен в экспедицию торговца Федота Алексеева (Попова или Холмогорца), однако попытка проплыть вдоль берегов Чукотки закончилась неудачно.
Мореплаватель Семен Дежнев
В июне 1648 г. Дежнев и Алексеев предпринимают вторую попытку экспедиции: из устья Колымы на кочах (парусных кораблях) исследователи проплыли к устью Анадыря, чем доказали «раздельность Азиатского и Американского континент». Примечательно, что Попов отправился в поход с женой-якуткой, которая стала первой в стране женщиной, поучаствовавшей в полярной экспедиции.
Мыс в Беринговом проливе, мимо которого проплыли путешественники и который они именовали «Большим Каменным Носом», является крайней северо-восточной точкой Азии – впоследствии его назвали мысом Дежнева. Есть предположение, что Семен Иванович добрался и до Аляски, что было вполне по силам бравому моряку.
Семен Дежнев первым прошел по Берингову проливу
В походе участвовало порядка 90 человек, многие из них погибли в бушующих волнах. Корабль Попова вынесло на берег Камчатки, где двумя зимами позже торговец умер от цинги. С оставшимися 24 мореходами 1 октября 1648 г. Дежнев высадился к югу от анадырского устья и к зиме достиг устья реки. Позже Дежнев составил чертеж Анадыря, подробно описал плавания по реке и природу края и рассказал об эскимосах, проживающих на берегах Чукотского полуострова и на соседних островах.
После 11-летней службы на Анадыре, осенью 1650 г., Дежнев предпринял неудачную попытку добраться до реки Пенжины (Камчатский край) и вернулся обратно. Полтора года спустя Дежнев открыл крупное морское лежбище на отмели (корги) в области устья Анадыря. Добыча моржовой кости являлась солидным источником средств, чего нельзя было сказать о пушнине.
Карта путешествия Семена Дежнева
В 1654 г. биография Семена Ивановича пополнилась двумя походами - на чуванцев (коренных жителей Чукотки) и коряков (коренных жителей Камчатки). Во время стычки с первыми Дежнева ударили ножом в грудь. Второй поход был необходим, так как коряки облюбовали моржовый промысел на той самой «русской корге», став их прямыми конкурентами.
С 1662 г. Дежнев совершил три длительных путешествия: из Якутска в Москву и обратно, затем 4 года спустя снова в столицу, откуда исследователь уже не вернулся.
Личная жизнь
Дежнев был безграмотным, поэтому отписки и челобитные за него писали другие люди под его диктовку – они же расписывались за атамана в случае необходимости.
Казачий атаман Семен Дежнев
Русских женщин в Якутии было мало, поэтому служилые часто женились на якутках. Вот и Дежнев был женат два раза - обе его супруги были якутками. Первой женой мореплавателя стала Абакаяда Сичю, родившая ему сына Любима - впоследствии он служил в Якутском воеводстве. Вероятно, Дежнев привез Сичю с реки Яны или же она была родом из ленских якутов. Точных данных на этот счет нет. Известно только, что перед отправлением супруга в очередной поход Абакаяда крестилась у местного священника и получила православное имя.
Абакаяда, очевидно, уже умерла, когда Дежнев вернулся из Москвы в 1666 г., так что землепроходец взял в жены вдову усопшего местного кузнеца, Кантеминку (Капку). Женщина была немолодая, от первого брака у нее был сын Осип. В те времена вдовы относительно быстро выходили замуж заново, несмотря на возраст и детей.
Памятник Семену Дежневу, его жене Абакаяде Сичю и их сыну
В наследство от кузнеца осталась недвижимость - покосы на острове недалеко от Якутска. Дежнев обязался заботиться о пасынке и следить за хозяйством. Во втором браке у Семена Ивановича родился сын Афанасий, который позже, как и его отец, служил на Анадыре. В различных документах упоминается некая Пелагея - историки заверяют, что речь идет не о третьей женщине Дежнева. Пелагея - христианское имя, которое дали Капке при крещении.
Вероятно, Дежнев, как и многие служилые, благодаря якутским женам и их родственникам мог свободно изъясняться на их языке, что помогало ему в походах.
Смерть
В 1671 г. после очередной службы Дежнев направился в Москву. Однако долгие годы тяжелых испытаний холодом и голодом, нелегкие походы зимой и летом, а также многочисленные ранения подорвали здоровье Семена Ивановича. В столице он тяжело заболел, ослаб и обратно в Якутию вернуться не смог.
Семен Дежнев большую часть жизни провел в путешествиях
В Москве исследователь прожил около года и в начале 1673 г. скончался – об этом сказано в «окладной книге» жалованья служилых Якутска. На момент смерти Дежневу было около 70 лет, около пятидесяти из них он провел в плаваниях и походах.
Где покоится тело атамана, неизвестно. В 17 веке в Москве не принято было делать огромные общие кладбища - усопших хоронили рядом с приходскими церквями, а храмов в столице было очень много.