Всех православных Руси с днём Крещения
«Святой Равноапостольный Князь Владимир. Работа скульптора Вячеслава Михайловича Клыковав Херсонесе.»
0 1221

Всех православных Руси с днём Крещения

Совет Атаманов СКВРЗ поздравляет всех православных Руси с праздником дня Крещения.

День Крещения Руси: история праздника

  Крещение Руси, как считают историки, состоялось в 988 году н. э. и связано с именем киевского князя Владимира Святославовича (ок. 960–1015), который был известен в народе как Владимир Красное Солнышко.

Статья по теме

 

Под руководством князя Владимира Русь объединилась, расправила плечи и впоследствии стала великой империей.

 

Владимир был сыном Святослава Игоревича и Малуши, ключницы его матери, княгини Ольги. По подсчётам историков, он стал княжить в Киеве с 978 года и пришёл к власти после междоусобной войны со своими братьями Ярополком и Олегом.

В молодости Владимир был язычником, участвовал в военных походах, имел множество наложниц. В Киеве им были установлены идолы языческих богов. Однако в определённый момент он усомнился в язычестве и задумался над тем, чтобы избрать для Руси другую религию.

«Выбор веры» описан в «Повести временных лет» Нестора. Согласно этой летописи, к князю Владимиру приезжали мусульмане, католики, евреи и рассказывали князю о своей вере, однако ему больше всего понравились речи греческого философа о православии.

Затем в летописях описывается, как князь Владимир предпринял военный поход на греческий город Корсунь (Херсонес в Крыму), требуя у правителей Византии отдать ему в жёны царевну Анну.

Византийские императоры согласились на это, однако выдвинули встречное требование. Анна должна была выйти замуж за Владимира только после того, как он примет крещение.

Киевский князь крестился в Херсонесе от Константинопольской церкви вместе со своей дружиной. После этого состоялся обряд бракосочетания Владимира и царевны Анны.

Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецова

Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецова. Фото: Public Domain

При этом Владимир был не первым правителем Киевской Руси, ставшим христианином. Его бабка княгиня Ольга приняла христианство ещё в 957 году.

Статья по теме

Перевозчица из Пскова. Как княгиня Ольга Русь обустраивала

«Святая Ольга». Эскиз к мозаике Н. К. Рериха. 1915 год.По возвращении в Киев Владимир повелел опрокинуть идолы, изрубить их и сжечь. Жителей Киева он крестил в водах Днепра и Почайны. Крещение киевлян прошло мирно, поскольку среди них к тому времени уже было немало христиан.

Однако в некоторых других городах, таких как, например, Новгород и Ростов, жители первоначально противились крещению, поскольку большинство из них были язычниками. Однако в определённый момент и они порвали с языческими нравами и традициями.

Православие являлось государственной религией в России до революции 1917 года. В СССР господствовали атеистические взгляды, хотя многих людей всё равно тайком крестили.

В настоящее время Российская Федерация является светским государством, что и прописано в статье 14 Конституции нашей страны, однако самой многочисленной религиозной конфессией в России является именно православие.

День Крещения Руси стал памятной датой на государственном уровне в 2010 году. Соответствующие поправки были внесены в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России».

Украина объявила этот день национальным праздником ранее — в 2008 году.

Памятник князю Владимиру установлен на перекрестке улиц Ерошенко, Древняя и Дмитрия Ульянова в Севастополе (Херсонес). Его в июле 1993 года подарил городу Президент Международного фонда славянской письменности и культуры известный скульптор В. М. Клыков — автор скульптуры князю Владимиру.

На вертикальном прямоугольном постаменте из красного гранита возвышается бронзовая фигура Равноапостольного князя Владимира в полный рост. На голове — низкий шлем, на плечи накинут плащ. Левой рукой он придерживает миндалевидный щит с орнаментом, правая рука поднята вверх. Справа — четырехконечный крест с треугольным навершием. Общая высота памятника 5,2 метра, скульптуры — 3,2 метра.

История

Вначале памятник временно установили на площади у центрального входа национального заповедника «Херсонес Таврический». Место выбрали явно неудачно, что вызывало удивление как севастопольцев, так и гостей города. Памятник сняли. Началась бурная и продолжительная полемика о новом, исторически привязанном месте, для его установки. Предлагалось несколько вариантов, в том числе у Владимирского собора на территории Херсонеса, в сквере у собора Петра и Павла на существующем тогда постаменте снятой парковой скульптуры Максима Горького, на перекрестке улиц Ерошенко, Древней и Дмитрия Ульянова…

С согласия академика В. М. Клыкова окончательное место определили в сквере, на перекрестке этих улиц — на Девичьей горе, исторически связанной с историей Херсонеса.

Доминирующее положение возвышенности позволяло визуально связать памятник с Херсонесом — его оборонительными стенами, центральной площадью и расположенным на ней Владимирским собором, построенным на развалинах древней церкви Св. Василия, которую традиционно связывали с крещением в Херсонесе князя Владимира.

Вячеслав Михайлович Клыков высказал пожелание, чтобы отведенное место перед началом строительных работ освятили. Обряд с благословения архиепископа Симферопольского и Крымского Лазаря (ныне митрополита) 14 марта 1994 года совершил настоятель Владимирского (Адмиральского) собора протоиерей Алексей (Тупиков).

Проект благоустройства и установки памятника выполнили архитекторы А. Л. Шеффер и А. И. Баглей. Они предусматривали две стадии приведения в порядок территории.

28 июля 1994 года, в день Св. Владимира, памятник открыли: автор, духовенство и власть имущие по разным причинам отсутствовали. Со временем забылось, что последние обещали перепрофилировать ресторан «Дельфин» в другое заведение, а также выполнить вторую очередь благоустройства территории: сооружение подпорных стенок, лестниц, устройства ограды художественного литья.

Истинно русский мастер

Он никогда не кичился своей известностью, был простым и открытым в общении...

Самые узнаваемые памятники на Белгородчине созданы народным художником России скульптором Вячеславом Клыковым. Уже невозможно представить Соборную площадь без сидящего в кресле бронзового Щепкина, Харьковскую гору — без осеняющего наш город крестом Владимира Крестителя. Но самый запоминающийся и, пожалуй, самый красивый символ Белгородчины — величественная белоснежная Звонница на Прохоровском поле. 19 октября автор этих монументов отметил бы свое 75-летие...

Истинно русский — так говорят о Вячеславе Клыкове все, кто его знал и был знаком с творчеством мастера. Он любил поэзию, интересовался многими отраслями науки, глубоко изучал историю. Окружающих поражали его эрудированность, глубокие знания в самых разных областях жизни. Потому все его скульптурные образы продуманные и очень точные: деятели культуры, науки, литературы, ученые и поэты, священнослужители и герои-воины.

Такие разные герои

Его памятники нашим святым и полководцам широко известны. Но вот, если бы не Клыков, поставивший Поклонный крест на Красной Поляне (Курская область), не узнали бы мы о подвиге русских ратников, победивших ногайскую орду хана Мамая в 1709 году, идущую на помощь Карлу XII в Полтавской битве. Если бы не Клыков, создавший памятники великому князю Киевскому Святославу (Запорожье и Белгородская область), не отметили бы мы 1040-ю годовщину разгрома Хазарского каганата. А его памятники великому патриоту России П. А. Столыпину, певице Надежде Плевицкой, княгине Елизавете Фёдоровне, Первому солдату Преображенского полка Сергею Бухвостову! За каждым именем — русская история, возвращенная нам скульптором.

Интересно, что среди работ Вячеслава Михайловича есть монументы людям, которые в жизни были непримиримыми противниками. Он, например, почти одновременно, причем практически в соседних селах Нижегородской области, поставил памятники патриарху Никону и протопопу-старообрядцу Аввакуму. Можно, конечно, допустить, что преподобный Серафим Саровский и бог торговли Меркурий в мастерской скульптора соседствовали мирно, но красного маршала Жукова и белого адмирала Колчака, наверное, приходилось разнимать.

Почему Клыков выбирал столь разных персонажей для своих скульптур? Можно предположить, что секрет его предпочтений кроется в биографии.

Он родился в селе Мармыжи Курской области 19 октября 1939 года. Он всегда гордился своей малой родиной, любил её до самозабвения, не раз говорил, что оттуда, из курских степей, у него всё: и видение, и любовь к земле, и глазомер, и интуиция, и чувство соразмерности. «Я вот из крестьян, — говорил Вячеслав Михайлович в одном интервью, — у нас род был большой. А советская власть разделила его натрое. Три брата — три деда. Один был коммунист, советскую власть устанавливал, это мой родной дед. Второй — крестьянин-середняк, которого раскулачивал родной брат. А третий стал монахом Киево-Печерской лавры, отец Иоанн, он был причислен к лику святых. А то, что наша земля сейчас пребывает в мерзости запустения, виноваты мы сами...».

Судьба всех трёх дедов осталась в памяти Вячеслава Михайловича, сформировав его гражданскую позицию. «Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ, я сам русский человек. Все, что связано с нашей Родиной, для меня близко, дорого, я переживаю ее судьбу, как свою личную. Вы знаете, как легче всего выйти из болота -по вешкам, оставленным для тебя добрыми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков — чтоб не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени», — говорил скульптор.

В галерее его скульптурных портретов нет случайных людей. Сергий Радонежский, Илья Муромец, Константин Рокоссовский, княгиня Ольга, Пётр I, Кирилл и Мефодий — это не просто исторические персонажи, а символы русского духа, запечатленные в камне и бронзе, выдающиеся личности, оставившие яркий след в истории.

Начало пути

Рисовать и лепить Вячеслав любил с детства. Окончив строительный техникум, поступил в Курский педагогический институт на художественно-графический факультет. «Сразу был виден огромный талант в этом человеке, — вспоминал учившийся вместе с ним курский художник Владимир Парашечкин. Он ни минуты не сидел без дела, обязательно что-то лепил, читал философские книги. В общежитии часто проходили вечера танцев. Так Слава никогда туда не ходил, хотя девчата его любили — высокий, статный, красивый. Еще он занимался боксом. И когда проходили бои, в зале собирался весь филологический факультет и иняз, именно там всегда училось большинство девчонок».

Из Курска Вячеслав переехал в Москву, где окончил художественный институт имени Сурикова. Талант его получил признание сразу, с первых шагов. Так, его студенческую работу «Юность», изображающую мальчика с жеребенком, приобрело Министерство культуры СССР.

Известность пришла к нему после скульптурного оформления Центрального детского музыкального театра, которым в ту пору руководила Наталья Сац, и создания фигуры бога торговли Меркурия у Центра международной торговли в Москве.

Мировая известность

В 80-е годы Вячеслав Клыков был уже вполне преуспевающим деятелем культуры, лауреатом Государственной премии СССР и РСФСР. В 1996 году был удостоен звания заслуженного деятеля искусств России, с 1999-го — народный художник России. При этом он никогда не кичился своей известностью. Был простым и открытым в общении, хотя порой мог быть и суров, и резок. Умел оценить талант другого человека, понять его, искренне восхититься. За помощью, дружеским советом и участием к нему мог обратиться каждый.

Окружающих поражала его работоспособность. В год — до двадцати памятников! Работать он мог и день, и ночь в прямом смысле слова, и, чтобы не упасть, просил привязать его к лесам. Причём все, даже огромные многометровые произведения Клыков лепил сам, чего давно не делает ни один другой скульптор.

Его творческий багаж — более двухсот монументальных, монументально-декоративных работ и скульптурных портретов! Не только в России, но и за рубежом — в Италии, Сербии, Болгарии, Греции.

Так же вдохновенно и беззаветно Вячеслав Михайлович занимался общественной деятельностью. С 1990 года возглавлял Международный фонд славянской письменности и культуры, и с этого времени День славянской письменности 24 мая стал государственным праздником России. В 1995 году основал Всероссийское соборное движение, целью которого было восстановление самодержавной монархии — Клыков был не только глубоко верующим человеком, но и убеждённым монархистом. В 2005 году был возрожден Союз русского народа, председателем которого тоже стал Вячеслав Михайлович. Его хватало на всё.

Навеки у Звонницы

Он был полон неиссякаемой энергии, творческих планов и замыслов. Сколько задумок осталось у Вячеслава Михайловича незавершенными? Об этом мы никогда не узнаем. Он ушёл из жизни рано, на 67-м году жизни — врачи бессильны были победить рак... Похоронен в родном селе Мармыжи.

Спустя год после его смерти, осенью 2007 года, в Курске был открыт памятник скульптору работы его сына Андрея Клыкова. Вячеслав Михайлович изображен сидящим в задумчивости, скрещены его натруженные руки, а на заднем плане -рабочая модель Звонницы.

Известно, что из всех своих работ Звонницу Клыков выделял особо, с удовольствием приезжал в Прохоровку. Теперь великий мастер всегда здесь, на белгородской земле. В том же 2007 году бронзовый памятник Вячеславу Клыкову (автор — Анатолий Шишков) был установлен на Прохоровском поле.

Памятник князю Владимиру в Белгороде.

<>

Последние новости
Дружественная нам Югославия претерпела интенсивный бомбовый удар ровно двадцать лет назад.…
Желаю своему земляку многия лета, доброго здоровья и ещё долгие годы послужить матушке…