95 лет назад, рано утром 3/16 февраля 1912 года в Русской духовной миссии в Японии впервые раздались 12 ударов колокола, сообщавшие о смерти архиерея.
Село Березово – родина святителя Николая
Святитель Николай Японский
Христиане Японской Православной Церкви и православные верующие во всех странах были неутешны в своем горе: «С наступлением Великого поста сердца всех верных чад Православной церкви омрачились скорбной вестью о кончине великого миссионера наших дней, архиепископа Японского Николая… Российское Православное Миссионерское общество потеряло в покойном миссионера, который родится веками. Трудно даже учесть все последствия такой утраты для православной японской церкви. Ведь она не только своим появлением на свет, но и всем своим устройством, всем своим духовным и материальным достоянием всецело обязана ему одному» [1].
Служение святителя Николая началось в 1861 году, и за пятьдесят лет с Божией помощью миссионеру удалось создать Поместную церковь, в которой было 33 тысячи христиан в 266 приходах. Было возведено 175 церквей и 8 соборов, в клире состояло 40 священнослужителей-японцев.
Архиепископ Николай Японский
Архив Японской Православной Церкви
Вот как сам архипастырь рассказывал о становлении православия в Японии.
«Указом Российского Святейшего Синода:
1. В 1870 году учреждена Японская Миссия для проповедания Христова учения в Японии, в исполнение повеления Спасителя проповедовать Евангелие всем народам (Матфей 28; 19, 20).
2. В 1880 году, в марте, начальник Миссии сделан Епископом, для удобства Японской Церкви, так как до сего времени избранные Японскою Церковию для поставления во священники должны были отправляться в русские пределы для рукоположения.
3. 28 марта (10 апреля) 1906 года управляющий Японскою Церковию Епископ возведен в сан Архиепископа и наименован Японским. Это значит, что Святейший Синод признал Японскую Церковь уже самостоятельною. А до сего времени она управляема была Епископом, который временно был отправлен для сего из России и назывался Епископом Ревельским, викарием самостоятельного Епископа Рижского.
Управляется Японская Православная Церковь на основании “Правил Святых Апостолов и Святых Вселенских и Поместных Соборов”. Книга правил давно уже переведена на японский язык» [2].
Возведенный в 1870 году в России в сан архимандрита, миссионер совершил паломничество в Иерусалим, где беседовал с будущим просветителем Палестины – архимандритом Антонином (Капустиным) и с трепетом посетил место воскресения Спасителя – Животворящий Гроб Господень.
На смертном одре, в преддверии вечного пребывания в Небесном Иерусалиме, архипастырь вновь встретился с Иерусалимом земным. «Облачили Владыку в полное архиерейское облачение из золотого глазета… Затруднились было найти какую-либо из его панагий: не знали, где он их хранил… Поэтому, я принес свою перламутровую, от Гроба Господня, с изображением на ней Воскресения Христова, - вспоминает епископ Сергий (Тихомиров). – И не случайно Владыка, построивший несколько Воскресенских церквей, и во время болезни так часто бредивший “воскресением”, лежит в могиле с символом воскресения на персях своих…» [3].
Икона «Воскресение Христово» (http://www.mars.dti.ne.jp/~machi/)
Возможно, встреча в 1882 году в Петербурге
с первым православным паломником в Иерусалим
Александром Мацуи повлияла на создание Ириной-Рин Ямасита этой иконы
В 1891 году икона была подарена будущему императору Николаю II
Вся Япония и вся Россия хотели проводить Владыку в последний путь.
«Молитвами преставльшегося ко Господу архиепископа Николая да ниспошлет Господь милость Свою православным японским христианам в их утрате», - телеграфировал в Токио Святейший Синод [4].
«Алтайская миссия, начальник ея, томский миссионерский комитет…выражают глубокое сочувствие…», - писал архиепископ Макарий, алтайский сподвижник святителя Николая [5].
«Русско-японское общество выражает глубокое сожаление по поводу печальной кончины почетного члена архиепископа Николая», - такая телеграмма поступила от президента общества, барона Розена [6].
«Братство святителей московских… соединяется с японской церковью в молитвах об упокоении души великого проповедника слова Божия. Скорбим об утрате, постигшей японскую церковь и все православное христианство», - читал преемник архипастыря, епископ Сергий (Тихомиров) телеграмму от епископа Серпуховского Анастасия и председателя совета Павла Мансурова [7].
«Прошу принять выражение глубокой скорби по поводу кончины обожаемого всеми святителя Николая. Все православные потеряли отца и заступника», - телеграфировали в Токийскую миссию из консульства в Нагасаки [8].
Трудна была судьба Японской православной церкви после преставления Владыки Николая. Ее новому предстоятелю митрополиту Сергию (Тихомирову) в годы второй мировой войны пришлось стать исповедником и провести долгие месяцы в заключении.
Однако нынешнее количество верующих не меньше, чем число прихожан во время святителя Николая. Японская Православная Церковь продолжает быть церковью апостольских времен и сеет семена учения среди язычников. Православные христиане Японии каждого из 69 сплоченных приходов – удивительно открыты и искренни, им чуждо всяческое лицемерие. Такая детская вера поражает всех, кто встречается с японскими паломниками в России, Греции, Америке, Европе. Японская православная церковь сохранила каноничность богослужения и песнопений. Ни в иконописи, ни в церковной музыке, ни в чине богослужения не существует таких типично национальных элементов и мотивов, которые отвлекали бы от смысла молитв.
Икона Богородицы письма
православной иконописицы Ямасита
(источник: http://www.mars.dti.ne.jp/~machi/)
Современная христианская икона
из Японии в Назарете
В наши дни в Японской православной церкви есть и историки, и иконописцы, и музыковеды. Митрополит Токийский Даниил занимается переводами святых отцов, публикует катехизаторские пособия и богословские книги. Епископ Сэндайский Серафим занимается историей Японской Православной Церкви. Протоиерей Прокл Усимару написал первые после придания Церкви статуса автономии книги по истории Японской Церкви, подробное исследование о становлении прихода в Осаке и жизнеописание сподвижника святителя Николая в переводческой деятельности ученого из Осаки Павла Накаи. Богословские труды публиковал и священник Токийского собора протоиерей Иоанн Такахаси. Иконописица Ангелина Имахори пишет иконы для японских православных храмов, многие из которых сохранились со времени святителя Николая и поэтому им требуется реставрация. Регент храма в Нагоя матушка Мария Мацусима составила жизнеописание Виктора Александровича Покровского, регента Токийского собора с 1924 по 1961 годы, завершившего переложение нот для богослужения на японском языке. Протоиерей Иоанн Нагая и иерей Николай Дмитриев занимаются переводами святых отцов и богослужения. Лекции по библеистике в рамках учебных семинаров и курсов регулярно читает иерей Давид Мидзугути из Осака. Правнук и тезка священника Иоанна Оно, служившего в Киото во время святителя Николая, иерей Иоанн выступает на православных семинарах и регулярно публикует статьи об истории прихода в Киото и священномученике Андронике Пермском – еще одном святом Японской Православной Церкви.
О миссионерских трудах равноапостольного Николая помнят не только в Японии и России, но и во многих других странах: студенты духовных семинарий и академий изучают статьи и письма архипастыря, историки собирают по крупицам сведения о жизни святителя, филологи пытаются определить принципы православного перевода. Многочисленные сообщения о становлении Русской духовной миссии увидели свет еще при жизни миссионера, которого уже тогда называли апостолом и святым.
Книга о святителе Николае и истории
Японской православной церкви на японском,
священник Петр Сибаяма, 1936 год
Книга о святителе Николае и истории
Японской православной церкви на русском языке
Александр Чех, 2001 год
Книга о святителе Николае и истории
Японской православной церкви на английском языке
монастырь святителя Иоанна Шанхайского
Сан-Франциско, 2003 год
Поэтому 16 февраля 2007 года во всех Поместных православных церквях верующие будут воспевать великому миссионеру и удивительному человеку, равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому:
«Христова святителя, апостолов подражателя, Евангелия проповедника словом и житием, архиерея чуднаго, Николая, величаем ныне с веселием духовным, той бо молится о пастве своей и о всей Церкви».